Размер:
  • A
  • A
  • A
Цвет:
  • C
  • C
  • C
Изображения
  • Вкл.
  • Выкл.

«Горячая линия» Фонда

с 9:00 до 20:00 8-800-775-69-77

Полезные ссылки

Как в Башкирии решается вопрос капремонта жилья

Как в Башкирии решается вопрос капремонта жилья
27 октября 2020

С началом массовой приватизации квартир Жилищный кодекс возложил на жильцов все расходы по капремонту общедомового имущества. При низкой платежеспособности населения это привело к тому, что большинство многоквартирных домов страны не ремонтировались десятками лет, а их техническое состояние вышло на грань аварийного.

«Вплоть до введения в 2014 году общероссийской системы капремонта жилья через некоммерческих регоператоров, собственники квартир в этом вопросе были предоставлены сами себе, — заявил депутат Госдумы РФ Павел Качкаев. – В большинстве случаев жильцы просто не могли самостоятельно собрать необходимые средства и организовать проведение ремонта, что вело к печальным последствиям для их домов. Текущие крыши и затопленные подвалы стали вполне нормальным явлением. Такая ситуация была характерна для многих регионов страны. Редким исключением можно назвать Уфу, где с 1996 года была налажена система централизованного сбора средств на проведение капремонта, а его организацию брала на себя местная власть. И хотя суммы были небольшие, это позволило выполнять самые необходимые работы, прежде всего, ремонт крыш и поддерживать жилфонд в удовлетворительном состоянии. В 2010 году к нам приезжало руководство Фонда содействия реформированию ЖКХ. И я могу ответственно заявить, что именно уфимский опыт был положен в основу создания общероссийской  системы капремонта многоквартирных домов с централизованным сбором средств по принципу единого котла и организацией работ через сеть специально созданных Региональных операторов».

Фонд в помощь

В стартовавшую в 2014 году и рассчитанную на 30 лет Республиканскую программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах включено 17 023 жилых здания, из которых 5 050 расположены в Уфе. За шесть последних лет в республике одним или несколькими видами работ уже отремонтировано 6 597 домов или 39% от общего количества включенных в программу.

Основной показатель, влияющий на объемы ремонта – платежи со стороны населения. На первых порах жители с недоверием отнеслись к новой квитанции – в 2014 году собираемость начисленных средств по капремонту в Башкирии составила всего 52,4%.  Но затем ситуация стала быстро меняться. С 2015 по 2019 год объем сборов вырос с 80 до 100%. Даже в проблемный 2020-й население оплатило 99,9% начислений.

Но хорошая собираемость не означает решение всех проблем. Установленный в Башкирии  тариф изначально не позволял вести полноценную замену изношенного инженерного оборудования, особенно такого дорогостоящего, как лифты. Здесь на помощь жителям пришла республика. Так, в этом году в Башкирии будет заменено 519 лифтов. Из них 210 на сумму 569,7 миллионов рублей закупят и установят на средства собственников, а 309 на 814,6 миллионов рублей – за счет субсидий регионального бюджета.

Еще более значимой стала стартовавшая в 2019 году программа комплексного ремонта подъездов, которые раньше опять же из-за нехватки средств практически не ремонтировались. Региональная программа предполагает комплексное обновление, включающее оштукатуривание и покраску стен, замену окон, перил, укладку плитки на первом этаже и приведение в порядок всей входной группы. Изначально планировалось, что обновление подъездов будет идти на основе принципа софинансирования, где 5% суммы платят жильцы, а 95% — берет на себя республика. Но затем было принято решение возложить все расходы на региональный и муниципальный бюджет.

Всего в Башкирии насчитывается порядка 20 тысяч подъездов. В прошлом году их было отремонтировано около 4 тысяч. В этом на программу оказала влияние пандемия, но, тем не менее, в порядок будут приведены еще 2,2 тысячи объектов. В течение ближайших лет комплексным  ремонтом будут охвачены все нуждающиеся в нем подъезды жилфонда республики. Среди регионов России ремонт подъездов за счет бюджета кроме Башкирии есть только в Татарстане и Московской области.  

Гражданская позиция

Реализация столь крупных программ как ремонт домов и подъездов вызывает неизбежные жалобы со стороны населения. По данным Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору, количество поступающих жалоб с 2014 года остается примерно на одном уровне – от 450 до 550 ежегодно, а вот их структура за шесть лет существенно изменилась.

В 2020 году в Жилстройнадзор поступило 444 обращения от населения, связанных с проведением капремонта. Из них только 15% касались качества работ, а 85% были связаны с  информационным сопровождением, оплатой взносов и начислением пени, получением льгот или сроками выполнения.

Вопросы качества больше всего волновали граждан в самом начале действия программы. В октябре – декабре 2014-го на них приходилось 66% всех обращений. Затем актуальность темы  качества резко упала и в 2015-2019 годах колебалась в пределах от 20% до 5%, что говорит о значительно возросшем уровне организации работ в МКД. Это подтверждает и тот факт, что на связанные с ремонтом неудобства в этом году жалоб не поступало вообще, хотя в 2015-2016 годах на них приходилась ровно четверть всех претензий.

С официальной статистикой в целом согласны и независимые эксперты.

«Судя по поступающим к нам сигналам от населения, с качеством работ ситуация сейчас действительно стала намного лучше, — считает основатель сайта Уфасити.ми, юрист специализирующийся на проблемах ЖКХ Вадим Беляков. – Основные приходящие к нам вопросы связаны с формированием списка ремонтируемых домов, куда часто попадают совсем новые здания, и в то же время не включаются срочно требующие ремонта. Именно с этим, на мой взгляд, сегодня и нужно работать».

В программе комплексного ремонта подъездов основные жалобы жителей связаны с многочисленными кабелями сетей интернет-компаний, которые остаются висеть после завершения всех работ. Как пояснили в НОФ «Регоператор РБ», укладку кабельных линий по специальной договоренности выполняют интернет-провайдеры. Но по факту, установив кабель-канал, они часто помещают в него только свои сети, оставляя висеть чужие. В итоге приемка выполненных работ затягивается, жители отказываются подписывать акты. Статистика обращений граждан, поступающих через социальные сети, также на 95% связана с темой интернет-проводов, а оставшиеся 5% приходятся на качество и сроки работы.

Нужно отметить, что гарантия на все виды работ по капремонту домов и подъездов в Башкирии составляет 5 лет. В этот период подрядчик должен за свой счет устранять все выявленные недочеты, за исключением возникших из-за вандализма и иных факторов, не относящихся к качеству ремонта.

Для коммуникации с жителями во всех ремонтируемых домах размещаются информационные стенды с указанием телефонов подрядчика и технадзора. Так же жильцы могут обратиться с вопросами напрямую в НОФ «Региональный оператор РБ» по телефону бесплатной горячей линии 8-800-775-69-77 и через официальные аккаунты фонда в социальных сетях.    

Источник: https://www.bashinform.ru Сергей Николаев

 


Возврат к списку